Офис в Москве: Метро: "Братиславская" Адрес: Братиславская д.21к1 Тел.: +7 (495) 085-50-52
Мир КАСКО
страховой супермаркет
Расчетов за сегодня: 100
Сейчас расчитывают: 1
О Компании Вопрос-ответ Полезности Партнеры Контакты
+7 (495) 085-50-52
КАЛЬКУЛЯТОР КАСКО
Количество страховых компаний в расчете - 20. Актуальность страховых калькуляторов - апрель 2024
Калькулятор
КАСКО
Калькулятор
ОСАГО
ВЗР
Страхование
имущества
Страхование
COVID-19
Наши партнеры

21.10.2010 ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ РОССТРАХНАДЗОРА АЛЕКСАНДРА КОВАЛЯ

Вопрос: Недавно вступили в силу изменения в Закон "О несостоятельности /банкротстве/", но насколько известно, он не может пока заработать в полную силу, поскольку еще не хватает ряда подзаконных актов. Так ли это?
 
Ответ: Действительно, в настоящее время нет никаких утвержденных актов, необходимых для полноценного запуска механизма банкротства страховщиков, предусмотренного принятыми изменениями. Например, в части определения порядка назначения и работы временной администрации. И Минфин, и наша Служба, и Минэкономразвития разрабатывают ряд положений, которые позволят полноценно работать с данным Законом. В частности, мы уверены, что прописанный в Законе механизм введения временной администрации и требование по представлению плана финансового оздоровления компании поможет нам преломить ситуацию, когда с рынка уходят страховщики, которые еще вчера имели достаточный для осуществления своей деятельности уровень финансовой устойчивости. 
В целом мы уходим от надзора ретроспективного по итогам деятельности участников рынка к надзору системному, перспективному и намерены не выявлять проблемы рынка постфактум, а бороться и создавать условия, при которых страховщики не смогут допускать нарушения. 
Еще одним важным аспектом, даже наиважнейшим, о чем и было заявлено мною, когда я занял свой пост, станет борьба за права страхователей. И изменения в Закон "О банкротстве" направлены, в том числе, на решение этого болезненного для всех вопроса. Мы не хотим, чтобы страхователи страдали из-за простого нежелания страховщика выплачивать положенное по условиям договора страхового возмещение. 
 
 
Вопрос: Ранее вы заявляли, что еще одним направлением работы станет борьба за платежеспособность страховщиков. Как продвигается работа в этом направлении?
 
Ответ: С платежеспособностью ситуация следующая: сейчас мы готовим вместе с Минфином изменения в приказы № 149 и № 100, которые, на наш взгляд, не дадут страховщикам спокойной жизни, поскольку направлены на жесткое пресечение нарушений финансовой устойчивости страховщиков. 
Также, мы уже провели значительную работу, пусть пока и в ручном режиме, в результате которой было выявлено вложение в ценные бумаги "сомнительных" эмитентов на сумму 2,1 млрд рублей в 2009 году. И это была выборка всего лишь по 28 страховщикам. Кроме того, благодаря тесному информационному обмену с Банком России удалось выявить так называемых "зеркальных" векселей в активах страховщиков на 5,2 млрд. рублей и 2,9 млрд. рублей в 2009 году и I полугодии 2010 года соответственно. Для чего это делают страховщики? Они таким образом или прячут собственные убытки, либо просто выводят деньги из компаний. Качество активов — это, вообще, большая проблема для рынка. И если по существующим требованиям законодательства к отчетности, представляемой в надзор, практически все активы страховщиков, отраженные в их отчетности, соответствуют нормативным требованиям, то в случае принятия новых редакций приказов № 149н и № 100н страховщикам уже не удастся так легко "приукрашивать" свою отчетность. Кроме того, мы уже озвучивали, что хотим уточнить состав заемных средств, учитываемых при расчете соотношения доли заемных средств в капитале страховщиков. Более того, учитывая опыт европейских коллег, пора расчет маржи платежеспособности /простыми словами – запас прочности/ страховщика вести не только на его страховой портфель, но также учитывать и его долговою нагрузку по полученным кредитам и различным видам займов, таким как облигации, векселя и др. 
В дополнение ко всему мы готовим автоматизированную систему, которая поможет более эффективно отслеживать нарушения. Правда, боюсь, что тогда речь будет идти о выявленных "активах" не на 8 млрд. рублей, а о гораздо больших суммах. 
 
 
Вопрос: А как вы оцениваете в целом возможности рынка и его участников с позиции платежеспособности. Кто из них платежеспособен, а кто нет?
 
Ответ: Если говорить прямо, то немного. После введения в силу новых редакций приказов № 149 и № 100 с проблемами, по нашим оценкам, могут столкнуться 90 проц. страховщиков. Кроме того, мы готовим еще ряд новаций, о которых пока рано говорить, но они также помогут бороться с недобросовестными страховщиками. И тут проблема не в том, что страхнадзор уже стоит у них над душой с заточенной косой, а в их собственном неправильном подходе к работе. 
Так, например, нами была озвучена идея прямого отзыва лицензий за ошибки в отчетности, связанной с финансовой устойчивостью страховщиков. Однако компании, почему-то, предпочитают это требование трактовать как смертельную кару, особенно в тех случаях, когда они могут допустить одну единственную ошибку, например, в количестве заявленных убытков или размере собранной премии. 
 
 
Вопрос: Но со слов страховщиков именно так они и понимают данное предложение службы. 

Ответ: Это всего лишь удобная для них позиция. Мы намерены, и я уверен, что мы будем в будущем отзывать лицензий и просить представить план финансового оздоровления компаний, если будем находить ошибки в отчетности, например, связанные с активами, принимаемыми в покрытие резервов и собственных средств. Ибо, повторюсь, государству нужны устойчивые компании, которые могут принимать на себя риски и отвечать по своим обязательствам, а не те, кто настойчиво пытается нас убедить в том, что они белые и пушистые.
Например, есть ситуация, когда компании работают год за годом, но почему-то и на третий, и на пятый год своего существования, и в последующие годы показывают убытки. Однако, как учил Карл Маркс, основная суть деятельности капитала – в получении прибыли. И если компании ее не получают, или просто не стремятся ее показать, то появляются вполне обоснованные сомнения, чем же именно занимаются данные участники страхового рынка. Мы намерены бороться с такой практикой и задавать страховщикам интересные вопросы. 
 
 
Вопрос: Какие прогнозы по рынку ОСАГО – как чувствуют себя участники рынка? Какова убыточность в этом сегменте? 

Ответ: Главное, чего уже удалось добиться, это снижения вала обращений пострадавших клиентов, с которым надзор столкнулся в прошлом году. Уже по итогам 9 месяцев этого года снижение числа обращений составило 5-7 проц, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В немалой степени, я считаю, что это заслуга надзора, который смог построить эффективную работу с обращениями граждан. 
Однако у нас есть вопросы к ряду страховых компаний на рынке ОСАГО, в том числе и по качеству работы с предписаниями надзора. 
 
 
Вопрос: А с чем конкретно они связаны?
 
Ответ: Вы знаете, это такие хитрые компании, которые научились платить только по тем случаям в ОСАГО, по которым есть обращения или предписания надзора. Это примерно десяток компаний, на которые чаще всего жалуются. И эти страховщики ОСАГО станут первыми, кто "пострадает" прямо на следующий день после вступления в силу необходимых нормативных актов, регулирующих процедуры банкротства страховщиков. 
 
 
Вопрос: Какую долю рынка ОСАГО занимает эта десятка "избранных"?
 
Ответ: Небольшую, не более 1-2 проц от общих сборов. И вообще, сложно сейчас ожидать, что может повториться прошлогодняя ситуация, когда с рынка ушло сразу несколько среднего размера страховщиков, как "Гранит", "Генеральный страховой альянс", "Городская страховая компания". Мы, в целом, не ожидаем повторения подобных событий. Сейчас и Служба работает внимательнее, и РСА также тщательно отслеживает происходящее на рынке ОСАГО. 
 
 
Вопрос: Какие еще шаги по "раскрытию" страховщиков планирует предпринять служба?
 
Ответ: Мы в целом боремся за прозрачность рынка и хотим, чтобы были приняты стандарты раскрытия информации. Так, кроме публикуемых сейчас, и то не всеми, данных о финансовой деятельности, мы хотим, чтобы компании раскрывали на своих сайтах еще и данные о своих акционерах, информацию о соблюдении нормативов платежеспособности, данные о количестве заключенных договоров. Хорошо бы также обязать страховщиков сообщать клиентам статистику о соотношении числа жалоб клиентов к общему числу заключенных договоров. 
Также ведется работа над тем, чтобы компании сдавали более качественные бизнес-планы. А то, знаете, у большинства компаний бизнес-план почему-то умещается в половину листа. 

Вопрос: Означает ли это, что мы наконец-то увидим на сайтах страховщиков указания на конечных владельцев? 

Ответ: По данному вопросу мы сейчас ведем консультации относительно того, что именно и в каком конкретном формате должно будет раскрываться. Кроме того, мы намерены ввести требования, аналогичные существующим у ЦБ РФ в отношении банков, касающиеся, в частности, минимальной площади помещений, где будут продаваться страховые продукты. Это делается, чтобы вывести бизнес из того подполья, куда он сейчас порой сам забирается, пряча продающие подразделения по неведомым подвалам и комнатушкам. 
 
 
Вопрос: Что с правилами страхования – в каком порядке они рассматриваются, уведомительном или обязательном? Есть ли какие-то сегменты, где надзор за правилами жестче?
 
Ответ: Правила сейчас рассматриваются буквально в ручном порядке. Только за этот год мы изучили уже более двух тысяч поступивших в службу писем с правилами. И знаете, иногда присылают такое, что становится страшно за клиентов. Однако, мы жестко стоим на требованиях законности и обеспечения интересов страхователей.
В принципе, можно далеко не ходить. Когда я покупал полис страхования выезжающего за рубеж, я насчитал там аж 62 исключения из страховых случаев. О чем это может говорить? Только о том, что этот страховщик изначально не намерен платить денег по ним. И кстати, мы намерены обязать страховщиков не только представлять клиентам всю информацию относительно правил страхования, но и вывешивать ее на сайтах, а также размещать в открытом доступе в продающих офисах, чтобы клиенту изначально не продавали этакий "полис в мешке". 
Еще одной новацией станут поправки в закон "О страховом деле", которые будут направлены исключительно на защиту прав страхователей. Они предусматривают определение на законодательном уровне права страхователя на получение определенной информации о страховщике, условиях осуществляемого им страхования, в том числе требований к размещению страховщиком соответствующей информации в сети Интернет, а также устанавливают особенности заключение договоров страхования при участии страховых агентов. Возложение обязанности на страхового агента по предоставлению информации особенной важно, поскольку посредством именно этого участника страховых отношений заключается большая часть договоров страхования с физическими лицами. 
Кроме того, я вообще выступаю за открытую публикацию решений Службы, в частности при введении временной администрации. Ведь даже сам факт такой публикации уже будет восприниматься рынком как стимул к ответственной работе и с партнерами и с клиентами. 
 
 
Вопрос: И даже предписаний?
 
Ответ: Боюсь, что мы просто физически будем не успевать вывешивать все предписания.
 
Источник: Прайм-Тасс 

 
Страховой каталог INS.ORG.RU